Внутренние коммуникации – это один из основных инструментов взаимодействия с сотрудниками компании, который напрямую способствует росту вовлеченности и лояльности персонала, формируя уникальную корпоративную культуру.
Coleman Group провел исследование по внутренним коммуникациям в компаниях среди более чем 100 HR-специалистов. Первая часть исследования, включившая в себя определение основных целей внутренних коммуникаций в компаниях и их оценку, ранее была опубликована в РБК pro и на нашем сайте – ознакомиться с ней можно здесь.
Теперь мы рады представить Вашему вниманию вторую часть исследования, где акцент был сделан на определении вариантов неформального общения среди сотрудников, корпоративных мероприятиях и каналах взаимодействия с коллегами, работающими в удаленном формате.
Корпоративные мероприятия в компаниях за последний год
Мероприятия в компаниях играют важную роль в сплочении коллектива и создании благоприятной атмосферы среди коллег, что повышает эффективность их работы и влияет на снижение текучести персонала.
Так, исследование показало, что 60% респондентов организовывали корпоративный Новый год в 2023 году. Как правило, работодатели не пропускают праздники 23 февраля и 8 марта – на это указало более половины опрошенных: 63% и 66% соответственно. Однако отмечают они их преимущественно в стенах компании что подтвердило абсолютное большинство участников опроса – 90%.
К слову, Новый год, являющийся одним из самых крупных праздников в стране, более половины (53%) компаний тоже провели в рамках офиса. Еще одно важнейшее корпоративное мероприятие – юбилей организации более половины (53%) респондентов проводить отказались, но те работодатели, которые не обошли этот праздник стороной, выбрали выездной формат празднования (63%).
Формы неформального взаимодействия сотрудников друг с другом
Неформальное общение среди сотрудников работодатели рассматривают как инструмент поддержания корпоративного духа. Участники исследования указали, что в их компаниях существуют различные варианты взаимодействия сотрудников друг с другом: поздравления коллег с Днем рождения и другими знаменательными событиями (77%), поддержка своих спортивных команд (47%), корпоративные участия в забегах (42%), волонтерство (33%), хобби по интересам (23%) и др. Среди работодателей наблюдается тенденция к построению доверительных отношений с сотрудниками, что увеличивает их лояльность.
Каналы взаимодействия с удаленными сотрудниками
В 2024 году Coleman Group провел исследование, посвященное работе в удаленном формате. С основными выводами можно ознакомиться, пройдя по ссылке.
Согласно его результатам, 84% компаний используют дистанционный формат работы, который предполагает более сложный процесс коммуникаций между сотрудниками в отличие от офиса, где можно обсудить рабочие вопросы здесь и сейчас – никаких помех со связью и изображением не последует.
В текущем исследовании работодатели указали, что используют следующие каналы коммуникации с коллегами, работающими удаленно:
-
групповые видеоконференции - 98%;
-
E-mail рассылки - 95%;
-
индивидуальные видеоконференции - 88%;
-
мессенджеры - 86%;
-
1-2 индивидуальные встречи в год (очные) - 80%
-
общее информационное пространство (планировщики задач) - 59%;
-
социальные сети - 14%;
-
другое - 6%.
При этом, наиболее эффективными инструментами респонденты признали индивидуальные видеоконференции; 1-2 индивидуальные встречи в год (очные); общее информационное пространство (планирование задач) и мессенджеры – за них высказалось 100%.
Второе место по значимости разделили E-mail рассылки (88%) и групповые видеоконференции (83%), а замыкающими стали социальные сети с результатом – 60%.
Преимущества и недостатки каналов взаимодействия с удаленными сотрудниками
Участники исследования указали плюсы и минусы каждого из вышеперечисленных каналов коммуникации.
Индивидуальные конференции
Среди преимуществ индивидуальных конференций респонденты выделили: доступность, удобство, равноценность живому общению, визуальный контроль, скорость и вовлеченность. Тогда как к недостаткам отнесли: сложность считывания эмоций, возможную разницу во времени, трудности в поддержании деловой атмосферы, проблемы со связью.
Очные встречи (1-2 раза в год)
Что касается очных встреч 1-2 раза в год, то личное живое общение, поддержание контакта и командного духа выгодно отличают их от других каналов коммуникации, тогда как расходы на командировки и недостаточная частота встреч являются минусами.
Общее информационное пространство
Теперь рассмотрим общее информационное пространство (планировщики задач). К неоспоримым плюсам респонденты отнесли удобство при распределении задач, их прозрачность, экономию времени. Данный канал взаимодействия позволяет быть в курсе графика сотрудников и повышает осведомленность о деятельности отдела и руководителя. Среди минусов преобладают факторы, которые формируют сами сотрудники, к примеру, недостаточная актуальность и полнота заполнения информации по рабочим процессам. Кроме того, отсутствует функционал, позволяющий определить, с какой интенсивностью сотрудник занимается той или иной задачей. Дополнительно участники опроса отметили, что использование общего информационного пространства применимо не для всех коллег.
E-mail рассылки
Участники исследования указали достаточно много преимуществ E-mail рассылок: поддержание единого информационного поля; оперативность; официальное информирование; стандартный способ связи, который доступен всем; быстрота и удобство, а также возможность длительного хранения информации. Среди недостатков был упомянут факт, что часть сотрудников может игнорировать рассылки и информационные сообщения.
Мессенджеры
Среди эффективных каналов взаимодействия с сотрудниками вне офиса были названы –мессенджеры. С одной точки зрения оперативная коммуникация, удобство, доступность и быстрая реакция позволяют мессенджерам быть эффективнее других методов общения.
Однако игнорирование сообщений, по вине сотрудника или из-за большого количества чатов в мессенджерах, неудовлетворительное качество связи, а также факт того, что мессенджеры не являются официальными корпоративными каналами коммуникации, снижает продуктивность данного способа взаимодействия с коллегами.
Групповые видеоконференции
В завершение темы каналов взаимодействия с коллегами, работающими в дистанционном формате, рассмотрим групповые видеоконференции. Среди преимуществ, указанных участниками исследования, можно обозначить создание эффекта личного общения, возможность собрать всех сотрудников вместе, независимо от их местонахождения. Среди недостатков были названы возникающие проблемы со связью, сложности в координации встречи, низкая вовлеченность при большом количестве участников, нежелание части коллег включать камеру во время видеоконференции.
Каналы взаимодействия с сотрудниками на производстве
Коснемся категории сотрудников, которые в силу особенностей своего трудового функционала находятся на связи только оффлайн – это синие воротнички.
Если раньше основным каналом коммуникации на производстве служили информационные доски, то теперь на первое место выходят рабочие чаты и мессенджеры (31%), а вышеупомянутые доски объявлений используют лишь 27% опрошенных. Третьими по значимости стали общие собрания сотрудников, очные встречи с руководителем (24%). Среди остальных способов общения были упомянуты ТВ-экраны, корпоративные СМИ, мероприятия, бумажные варианты опросов и др.
Использование в компаниях чат-ботов
Информационные технологии завоевали мир и без них уже сложно представить себе нашу реальность. В последнее время многие компании стали внедрять искусственный интеллект и автоматизированные системы обработки информации в том числе для оптимизации работы менеджеров по подбору персонала.
Исследование показало, что только 13% респондентов пользуются преимуществами чат-ботов. Львиная доля опрошенных (77%) не применяет эту разработку, в то время как оставшиеся 10% находятся в стадии реализации этого решения. Мессенджеры, которые при этом используются – это Telegram и WhatsApp.
Большая часть опрошенных (79%) использует в организациях текстовый бот. Он анализирует текст, присланный сотрудником, и выделяет в нем ключевые слова. При этом, ответ на заданный вопрос будет выстроен в соответствии с полученной от пользователя информацией. Оставшийся 21% использует сценарный бот. Он не понимает голосовых команд и способен взаимодействовать с пользователем только при помощи кнопок.
Респондентам было также предложено указать, для каких целей используется чат-бот в компании.
В список ответов вошли: адаптация новичков; автоматизация процессов; работа с кандидатами; HR-опросы; визуализация важной информации; процесс организации покупок и оплат.
В целом, использование чат-бота нашло положительный отклик среди опрашиваемых. Так, 63% отмечают, что им удалось достигнуть поставленной цели.
Подводя итоги, можно констатировать, что внедрение удаленного формата работы расширило число каналов коммуникации между сотрудниками. Для проведения встреч стали очень распространены онлайн-форматы общения. При этом, к основным их минусам, все респонденты относят недостаточную эффективность коммуникации и отсутствие эмоционального контакта между участниками встречи.
Поэтому, несмотря на мобильность и удобство, которыми обеспечивают нас онлайн-каналы преимущество оффлайн-коммуникаций все же сложно переоценить.
Важной составляющей для сплочения коллектива остается возможность проведения корпоративных мероприятий. Большинство компаний, по-прежнему, организуют праздники для сотрудников, однако их формат все чаще становится невыездным.
Подписаться на анонсы
Хотите быть в курсе предстоящих мероприятий Coleman Group?