В период с марта по апрель 2024 года Coleman Group провел исследование «Актуальные тенденции дистанционного формата работы» среди более чем 100 HR-специалистов, включившее в себя ряд задач: определение продуктивности дистанционного формата работы и выявление дальнейших перспектив его применения в компаниях; выявление тенденций его развития в целом.
Профиль участников исследования
При проведении опроса 49% респондентов составили российские компании, тогда как 51% – международные. 65% компаний – участников исследования принадлежат к производственному сектору, тогда как чуть более трети 35% являются непромышленными организациями.
Относительно численности персонала – 40% составили компании со штатом сотрудников в диапазоне 101-500; 19% - до 100 человек; 17% - 501-1000; 16% - 1001-5000 и 9% - более 5 0000 человек.
По отраслевой принадлежности 17% представляют FMCG; 11% - строительные материалы; 9% - оборудование инженерные компоненты и решения; по 6% компаний относятся к сферам электроники и приборостроения, строительству и недвижимости, автопрому/авиапрому/судостроению; 5% к фармацевтике; по 4% к химической промышленности, телекому/IT, агропрому.
Остальные сферы участников опроса: тара и упаковка; банки/финансы/страхование; пищевое производство B2B; нефть/газ/ГСМ; целлюлозно-бумажное производство; полиграфия/издательство; машиностроение; логистика; HoReCa.
Наличие дистанционного формата работы в компании
84% компаний используют дистанционный формат работы. При этом, процент международных компаний, применяющих удаленный график работы, составляет 90%, тогда как российских – 79%.
Для абсолютного большинства компаний (72%) именно пандемия Covid-19 послужила катализатором внедрения дистанционного и гибридного форматов работы, однако 14% респондентов отказались от присутствия в офисе full time еще до пандемии, тогда как такое же число (14%) перешло на удаленный режим только после окончания ее активной фазы.
Стоит отметить, что только 32% компаний утвердили дистанционный формат как основной, а 68% приняли его на неопределенный период с возможностью пересмотра.
Характеристика гибридного формата работы
На вопрос о том, для каких сотрудников применим гибридный формат работы, ответы распределились следующим образом: треть респондентов считает, что он допустим только для определенной категории персонала; 20% полагают, что в рамках одного отдела могут использоваться различные графики (дом/ «удаленка); 16% готовы устанавливать гибридный формат лишь для некоторых отделов; 8% - для всей организации; 5% признают, что данный вопрос зависит от согласования с руководством; 2% - ответили, что подобный формат допустим только для руководства и столько же (2%) отмечают целесообразность гибридного графика для всех, кроме работников производства.
Регламентирование гибридного графика работы
Более половины опрошенных (58%) указали, что руководители отделов сами устанавливают график, руководствуясь потребностями бизнеса, тогда как чуть менее трети (31%) респондентов сослались на то, что он определяется руководством централизованно.
Есть и альтернативные ответы респондентов: сотрудники в регионах работают в дистанционном формате, а в Москве в гибридном; работники сами устанавливают график по согласованию с руководителями, учитывая потребности и бизнес-процессы; сотрудникам предоставили возможность выбора графика самостоятельно без привлечения руководителя; график регулируется локально-нормативными актами «Положение о дистанционной работе»; есть график, согласно которому сотрудник работает 3/2, чередуя дом и офис (составляется на усмотрение сотрудника, но с обязательным проставлением графика во внутренней системе); неделя офис/неделя удаленно; руководители сами предлагают на утверждение список с сотрудниками, которые будут иметь возможность работать дистанционно.
Кто устанавливает min/max количество дней присутствия в офисе
На вопрос об установлении количества дней присутствия в офисе чуть менее половины респондентов (48%) отметили, что существует заранее разработанное общее правило, согласно которому они посещают рабочее место. Для 17% сотрудников количество дней дом/ «удаленка» устанавливает линейный руководитель и вышестоящий руководитель, тогда как для такого же числа (17%) – только линейный руководитель. 13% участников опроса отметили, что сотрудники сами определяют и при необходимости согласуют с руководством свой график работы.
Как оформляется необходимость присутствия в офисе, если в этот день у сотрудника дистанционная работа?
Больше половины участников опроса (64%) ответили, что никак не оформляют необходимость присутствия в офисе, так как сотрудники знают, что их могут вызвать для очного присутствия в любой день, поэтому они должны быть готовы выйти на рабочее место в случае необходимости. Чуть менее четверти респондентов (24%) согласуют явку в офис с сотрудником, и если у него есть возможность, то он приезжает на рабочее место.
Сохраняются ли единые правила для сотрудников при применении дистанционного формата работы
Более половины опрошенных (60%) подтвердили, что сохраняют единые правила для всех сотрудников в рамках дистанционного формата работы. Чуть менее четверти респондентов (22%) признались, что в данном вопросе не всегда получается следовать единому подходу. 11% компаний не уделяют внимания данной проблеме, а 5% процентов вовсе не считают важным делать на ней акцент.
Минимальное количество дней, установленное для присутствия сотрудников в офисе
69% компаний установили минимальное количество дней необходимых для присутствия сотрудников в офисе. Из них 41% организаций определил, что таких дней должно быть 4 в неделю; 22% установили 3 дня в неделю, тогда как еще 22% - 2 дня в неделю и 15% - 1 день в неделю.
20% компаний установили максимальное количество дней пребывания сотрудников в офисе. Из них чуть больше трети (35%) согласовали лимит в 2 дня; 29% - в 3 дня; 24% - 4 дня и 12% - 1 день.
Более половины участников опроса (59%) установили лимиты пребывания персонала в офисе для сохранения корпоративной культуры и связи сотрудников с компанией, тогда как 28% таким образом осуществляют контроль за эффективностью и производительностью.
Место работы на территории России и за рубежом
Более половины участников опроса (54%) указали, что в рамках удаленного формата работы, допускают, чтобы сотрудник находился в любом регионе РФ, тогда как 46% респондентов считают, что взаимодействие с работником возможно только если он находится в регионе РФ, который является основным местом его пребывания.
При этом, 29% работодателей имеют трудовые отношения с работниками, находящимися за пределами РФ. Остальные (71%) работают дистанционно с сотрудниками в России.
Оценка эффективности дистанционного формата работы
86% респондентов положительно оценивают опыт дистанционной работы.
При этом, 14% опрошенных дали негативную оценку удаленному формату занятости, назвав следующие причины:
недостаточная оперативность в решении задач – очные встречи с коллегами более результативны. Удлиняется процесс обсуждений и принятия решений. Гибридный формат работы, по наблюдениям участников опроса, подразумевает более активное участие тех, кто присутствует физически.
Существенная зависимость от человеческого фактора (сотрудник может/не может сконцентрироваться на работе).
В офисе созданы условия для более продуктивной работы и кросс-функционального взаимодействия.
Оценка продуктивности сотрудников при дистанционном формате работы
Больше половины респондентов (57%) считают, что эффективность сотрудников осталось на том же уровне, что и при работе в офисе. 21% участников исследования отметил, что она стала даже выше, тогда как 12% констатировали снижение продуктивности.
11% ответили, что эффективность работы зависит от осознанности и организованности сотрудника.
Случаи, когда сотрудники не справлялись с дистанционным форматом работы
Большинство респондентов (63%) ответили, что, в целом, сотрудники справляются с дистанционным форматом, тогда как 26% опрошенных признали, что столкнулись с негативным опытом адаптации к нему некоторых коллег.
11% участников опроса предоставили свои варианты ответов, где отметили, что моменты, когда сотрудники не справлялись с задачами были, но они не уверены, что в этом виноват удаленный график. В целом, большая часть работников не испытывает проблем с решением задач и даже выполняет их лучше.
На вопрос о принимаемых дисциплинарных мерах к сотрудникам, которые не смогли справиться с дистанционным форматом работы, респонденты дали следующие комментарии:
с сотрудниками пришлось «попрощаться»; применили дисциплинарные взыскания; вывели в офис; сделали выговор; отменили повышение в должности; провели разъяснительную беседу с руководителем; включили в задачи для сотрудника составление отчетов о проделанной работе.
Планы по возвращению сотрудников в офис
72% компаний ответили, что не собираются возвращаться к пятидневной рабочей неделе в офисе. Однако 13% участников опроса в ближайшем бедующем все же планируют отказаться от удаленного формата и гибридного графика, при этом, у абсолютного большинства из них (91%) пока есть только видение перехода на стандартный режим работы, но точных сроков назвать никто готов, тогда как 9% уже запустили этот процесс.
15% респондентов дали свои комментарии, в частности, высказав мнение, что возвращение к стандартному графику невозможно по причине того, что рынок труда перестроился и диктует свои правила с обязательным наличием гибридного формата работы.
Часть работодателей попросту не устанавливает лимитов посещение офиса. Если сотруднику необходимо он может находиться на рабочем месте столько сколько потребуется.
Мы видим, что удаленный и гибридный форматы работы плотно вошли в нашу повседневную жизнь. Компании устанавливают различные графики присутствия сотрудников на работе и дома, а взаимодействие между ними стало возможным из любого региона России и мира.
Несмотря на то, что работодатели сошлись во мнении о влиянии человеческого фактора на эффективность сотрудников, работающих дистанционно, их абсолютное большинство согласны, что продуктивность персонала не только не пострадала, но и в некоторых случаях выросла.
72% участников опроса планируют сохранить у себя в компаниях дистанционный формат работы.
РБК pro, май, 2024
Подписаться на анонсы
Хотите быть в курсе предстоящих мероприятий Coleman Group?