На рынке подбора персонала всегда появляются тренды, которые серьезно влияют на услуги рекрутмента.
При этом, один из последних оказывает на него даже большее влияние, чем тренд усиления «внутренних команд подбора» в компаниях.
Формирование тренда, на наш взгляд, началось с 2014 года и больше касалось позиций руководящего уровня, когда Клиент, покупающий услугу классического рекрутмента, настаивал на том, что источником подбора кандидатов не должен быть www.hh.ru. Желание клиентов можно было отчасти понять – не готовый к покупке услуги Executive Search, клиент все-таки хотел получить за стоимость рекрутмента «хантинг» кандидатов, не находящихся в активном поиске. При этом, Клиент готов был к тому, что придется «перекупать» кандидатов.
Однако, к концу 2018 года тренд приобрел четкие очертания, сформированные из запросов клиентов, которые начали накладывать «табу» на резюме представленных кандидатов, профили которых могли обнаружить на www.hh.ru. При этом серьезно понизился и профессиональный уровень соискателей, которые, по мнению клиентов, не должны иметь своё резюме на ресурсе, чтобы быть представленным через агентства. Если раньше такие требования предъявлялись к позициям для высшего менеджмента, то с 2019 года сюда попали и кандидаты уровня старших менеджеров/менеджеров/ведущих специалистов. Более того, заказчик уже не готов «переманивать» кандидата: поиск ведется на базовых условиях, как для агентства, так и для соискателя.
При этом, для клиентов услуги рекрутмента важен лишь факт наличия резюме такого кандидата на www.hh.ru, чтобы отказаться рассматривать его на вакансию.
И здесь прослеживается опасный тренд, когда поиск работы для кандидата становится весьма непростым занятием. С одной стороны, является логичным размещение своего резюме на сайте по поиску работы, являющимся лидером в этом сегменте, с другой – есть вероятность, что резюме будет отклонено компанией, если оно будет представлено через Агентство. Так же никуда не исчезает вероятность, что резюме кандидата, откликнувшегося напрямую на вакансию в компании, не будет рассмотрено по ряду причин.
Тенденция действительно спорная, учитывая то, что hh.ru действительно самый большой ресурс по количеству публикуемых резюме. Грубо говоря, каждый кандидат (если он когда-то находился в статусе кандидата) с 90% вероятностью публиковал свое резюме на данном ресурсе. Все контакты с LinkedIn, прочих работных сайтов, резюме по рекомендациям и база агентства – это люди, которые с высоким процентом вероятности когда-то или сейчас имеют резюме на HH.ru в открытом доступе.
Опыт последних двух лет выявил, что Клиенты часто обращаются в агентства, когда рынок «уже проработан» по их мнению. И всё чаще в стоп-листах оказывается список кандидатов, откликавшихся самостоятельно на размещенную Компанией вакансию. Но как показывает практика, далеко не все кандидаты в этом списке действительно «прорабатываются» внутренним HR, просто потому, что «как-то не так составлено резюме или не хватает какой-то дополнительной информации, которая бы привлекла внимание внутренних рекрутёров».
К этому тренду добавляется сама политика www.hh.ru. С лета 2020 года доступ к базе резюме для новых клиентов предоставляется без контактов, (для действующих клиентов условия изменились с 1 января 2021 года) которые необходимо покупать отдельным пакетом (помимо доступных контактов откликнувшихся соискателей). Эти условия не только бьют по бюджету работодателей, но и значительно усложняют жизнь соискателей в части необходимости иметь «идеальное резюме», иначе у работодателя просто не будет мотивации открывать контакты и связываться со спорным кандидатом (увеличение и без того большого количества просмотров резюме без последующих действий или отсутствие просмотров профиля в принципе).
В сложившемся противостоянии, на наш взгляд, нет и не может быть победителей.
Успешный подбор нужного специалиста - это целый набор факторов и огромная работа на рынке, где уже сейчас ощущается «нехватка» квалифицированных кадров в связи с глобальными геополитическими, экономическими и демографическими вызовами. И только партнёрская работа, и грамотное использование абсолютно всех доступных источников и инструментов по поиску кандидатов может стать залогом к успешному сотрудничеству. Ведь рекрутмент это многосторонние отношения, в которых каждая из сторон (заказчик, кадровое агентство, кандидаты, работные и профессиональные сайты) играет важнейшую роль в грамотно выстроенном процессе подбора нужных кадров.
Авторы:
Пакулева Валентина, менеджер по работе с клиентами, Coleman Services.
Зыкова Надежда, старший менеджер по работе с клиентами, Coleman Services.
Журнал «HR по-русски»
Подписаться на анонсы
Хотите быть в курсе предстоящих мероприятий Coleman Group?