Причины увольнений (мнение сотрудников)
По собственному желанию в связи с переездом в другой город/регион/страну, а также в связи с мобилизацией увольнялись 42% сотрудников.
Еще 19% уволились по собственному желанию без объяснения каких-либо причин, 11% попали под сокращение, 5% не устроил уровень заработной платы, еще 5% приняли решение о смене вида деятельности, 4% не увидели перспектив для карьерного роста, еще 4% приняли решение о смене работодателя по причине объявленного им простоя. Остальные ответы распределились с результатом 2%, среди них:
- удаленность места жительства от работы;
- отсутствие брони от мобилизации;
- выход на пенсию; семейные обстоятельства.
Кто увольнялся
Результаты разделились следующим образом:
- 39% уволившихся сотрудников составил рабочий персонал;
- 35% — специалисты;
- 11% — ведущие специалисты;
- 9% — руководители среднего звена;
- 5% — высшее руководство.
Самый большой процент сотрудников, по тем или иным причинам покинувших компанию, составили специалисты производственного отдела — 17%. Число инженеров сократилось на 16%, тогда как сотрудников категории неквалифицированные «голубые воротнички» на 13%. Численность менеджеров по продажам и IT-специалистов снизилась на 11 и 8% соответственно. Административный персонал и квалифицированные «голубые воротнички» разделили результат по минус 4%.
Примечательно, что в компаниях выросло число:
- юристов — на 13%;
- HR-специалистов — на 7%;
- сотрудников бухгалтерии и финансов — на 7%;
- специалистов отдела маркетинга — на 1%.
Причины увольнений (мнение работодателей)
Более половины опрошенных HR-специалистов (59%) отметили в качестве основной причины увольнений работников недостаточный уровень заработной платы. Кроме того, респонденты указали на целый ряд факторов:
- отсутствие в компании возможностей для профессионального роста (24%);
- желание сотрудника покинуть РФ в связи с напряженной геополитической ситуацией (24%);
- отсутствие в компании брони от мобилизации (24%).
Почти треть (29%) респондентов среди причин указали «другое»:
- личные причины;
- сокращение персонала из-за приостановки операционной деятельности компании в России;
- сокращение штата;
- оптимизация штата;
- замена на более мотивированных сотрудников.
В каких специалистах компании испытывают нехватку в настоящее время
Самый большой дефицит работодатели испытывают в сотрудниках категории «голубые воротнички» (16%); по-прежнему остается актуальной проблема с нехваткой IT-специалистов и инженеров — по 12% на каждую вакансию. Кроме того, респонденты отметили потребность в бухгалтерах, финансистах и специалистах производственных отделов — по 8%, а также в работниках отделов маркетинга и продаж по 4%.
При этом 16% компаний не испытывают нехватки специалистов, а 20% обозначили, что в целом не имеют открытых вакансий либо заявили о приостановке операционной деятельности.
По каким критериям кандидаты выбирают работодателя
Абсолютное большинство (77%) сотрудников сделали выбор в пользу работодателя с надежной репутацией, 71% кандидатов принял решение о трудоустройстве исходя из конкурентноспособной заработной платы и наличия бонусов. Для почти четверти (24%) опрошенных мотивирующим фактором стало предоставление социальных льгот, 18% приняли предложение работодателя по причине возможности удаленной работы, 6% дали свое согласие исходя из предоставления отсрочки от мобилизации.
Что делают компании, чтобы удержать ценных сотрудников
Абсолютное большинство работодателей (82%) для удержания ценных сотрудников готовы предложить повышение заработной платы и бонусов, 71% респондентов для решения проблемы на регулярной основе проводит исследования, оценивающие уровень лояльности и вовлеченности персонала, выявляя проблемные моменты. После чего выходят к коллегам с обратной связью.
Чуть менее половины опрошенных компаний (47%) предлагают ценным работникам перспективы карьерного роста, столько же предоставляют дополнительные социальные льготы.
Более 40% организаций мотивирует сотрудников продолжить работу в компании путем повышения их значимости, в том числе назначая руководителями проекта. Почти треть (29%) опрошенных обеспечивает в организации баланс между работой и личной жизнью, что создает комфортные условия труда. Такой же процент готов обеспечить возможность работать удаленно.
Почти четверть компаний (24%) предлагают работнику ротацию и расширение круга обязанностей. Еще 18% обеспечивают участие в международных проектах (удаленно из РФ) и путем отправки в среднесрочные командировки в другие филиалы организации. Около 6% опрошенных предлагают релокацию в другие страны, тогда как еще 6% — в другие регионы РФ.
Дополнительные меры по удержанию сотрудников
Помимо перечисленных основных мер по удержанию сотрудников участники исследования обозначили дополнительные стимулы, которые, по их мнению, являются пусть и не самыми распространенными, но актуальными и действенными в настоящее время. В перечень вошли следующие варианты:
- возможность получения специальности внутри компании;
- дополнительные льготы, такие как питание, ДМС для членов семьи, абонемент в спортзал;
- составление индивидуального плана развития, предоставление возможности обучаться;
- наличие здоровой обстановки в коллективе, отсутствие конфликтов между сотрудниками отдела и между коллегами из разных подразделений;
- материальная система мотивации;
- дополнительные страховые программы (от несчастных случаев, критических заболеваний), дополнительные меры помощи семье (ДМС для членов семьи);
- использование и развитие ранее незадействованных навыков сотрудников в новых проектах;
- корпоративная культура и объединяющие команду мероприятия, включающие различные проекты, волонтерство, спорт;
- понятные KPIs и прозрачная система Perfomance Management;
- хорошие условия труда и близость к дому;
- доплата за участие в проектах;
- стабильное положение компании, возможности роста внутри организации;
- предоставление корпоративного жилья.
Социальные льготы, которые предлагают компании в целях удержания сотрудников
Возвращаясь к затронутой ранее теме социальных льгот и их влияния на удержание персонала, отметим:
- почти треть работодателей предложат сотрудникам ДМС;
- 12% компаний готовы предоставить питание;
- 12% — корпоративный трансфер;
- 12% — страхование от несчастных случаев.
Еще четыре льготы, которые организации готовы выделить своим сотрудникам, распределились с результатом 8%, среди них: компенсация спорта, предоставление корпоративной мобильной связи, возможность приобрести продукцию компании со скидками. 4% компаний обеспечат сотрудников полисом страхования жизни.
Кроме перечисленного участники исследования отмечали:
- оплату детского отдыха;
- санаторно-курортное лечение в рамках ФСС-возврата;
- тренажерный зал на территории завода;
- целевую материальную помощь;
- поездки на экскурсии;
- обеспечение СИЗами, спецодеждой и обувью;
- бенефит-кафе с возможностью выбора дополнительных опций;
- предоставление корпоративного автомобиля для менеджеров компании.
Рейтинг основных мер по удержанию сотрудников
Рейтинг составлен на основе экспертизы HR-специалистов по шкале, где 1 — максимально важно для сотрудников, 10 — максимально неважно для сотрудников.
В топ-3 вошли следующие меры:
- предоставление конкурентной заработной платы и бонусов (коэффициент 1,1);
- карьерный рост для лучших специалистов (коэффициент 2,9);
- повышение значимости сотрудника (коэффициент 4,4).
Коэффициенты остальных мер по удержанию сотрудников распределились следующим образом:
- предоставление сотрудникам дополнительных льгот (коэффициент 5,8);
- предоставление отсрочки от мобилизации (коэффициент 5,8);
- поддержание обратной связи со всеми сотрудниками компании путем проведения на регулярной основе исследования по лояльности и вовлеченности персонала (коэффициент 6,5);
- предоставление условий для поддержания баланса между работой и личной жизнью (коэффициент 6,6);
- предоставление возможности удаленной работы (коэффициент 6,8);
- предоставление возможности по релокации сотрудника и его семьи по территории РФ (коэффициент 7,4);
- предоставление возможности по релокации сотрудника и его семьи в другие страны (коэффициент 7,7).
Таким образом, можно сделать ряд выводов. Повсеместно наблюдается острая нехватка рабочего персонала и инженеров. По-прежнему существует проблема с дефицитом кандидатов из сферы IT.
Репутация компании крайне важна для успешного привлечения соискателей, даже больше, чем заработная плата, хотя разрыв и невелик. Поэтому сфера HR-маркетинга будет набирать обороты. Мы уже наблюдаем, как это происходит. Кроме того, компаниям гораздо выгоднее удерживать ценных сотрудников нежели выходить на рынок кандидатов — они готовы предлагать огромный набор льгот, из которых наиболее ценными, по мнению работодателей, являются увеличение заработной платы, содействие в росте лучших работников, причем как в карьерном, так и в репутационном.
РБК Про, июль 2023
Подписаться на анонсы
Хотите быть в курсе предстоящих мероприятий Coleman Group?