Рынок FMCG всегда находится под влиянием изменения поведения и стиля покупок потребителей, что в свою очередь определяет векторы развития компаний и диктует требования к кандидатам со стороны работодателей. По данным исследовательской компании NielsenIQ, основные тренды потребительского рынка заключаются в перетекании спроса в онлайн, перераспределении офлайн-продаж в пользу магазинов в новых локациях, также в сохранении интереса к натуральным и "здоровым" продуктам. Поэтому сегодня наиболее востребованы кандидаты, которые готовы адаптироваться под меняющие реалии, принимать вызовы рынка и искать драйверы для развития сбыта.
Специфика рынка:
-
В первую очередь стоит отметить, что уровень зарплаты специалистов рассматриваемой сферы значительно зависит от размера и сферы деятельности компании. Существенное влияние оказывают такие факторы как узнаваемость бренда на рынке и уровень развития используемых каналов продаж. Так, предложение от участников рынка с традиционными инструментами продаж будет в меньшую сторону отличаться от того, что предлагают компании, которые развивают инновационные подходы, используют современные технологии и digital-инструменты.
-
Безусловно, уровень дохода зависит также от уровня ответственности и возложенных задач на сотрудника, в зависимости от которых принято определять уровни специалистов junior, middle и senior, т.е. от начального до ведущего. При этом необходимо обозначить, что крупные международные компании достаточно редко принимают на работу молодых специалистов с рынка, они стремятся обучать и растить сотрудников под себя, т.е. не нанимая «джуниоров», а принимая выпускников ВУЗов на стажировки, далее постепенно повышая их уровень.
-
Отдельным сегментом на рынке потребительских товаров стоит выделить участников так называемого дарк-маркета, это компании из алкогольной и табачной отраслей. Данным компаниям характерно с одной стороны более высокий уровень заработных плат, с другой -сформировавшийся стереотип, при котором кандидатов из данных отраслей не готовы рассматривать остальные компании FMCG.
-
Интересным является наблюдение, связанное с последствием влияния пандемии на рынок - удаленный формат работы. Многие компании устремились искать сотрудников в регионах для дистанционной работы, но столкнулись с ситуацией, что зачастую зарплатные ожидания данных кандидатов не сильно отличаются от московского рынка. Более того могут и превышать уровень соискателей из столицы, если речь пойдет о релокации.
В обзор мы включили ключевые роли в маркетинге в FMCG-компаниях с аналитикой заработных плат под влиянием обозначенных факторов. Данные о зарплате приведены до вычета налогов.
Бренд-менеджер ответствен за создание ассортимента, продуктов, коллекции, а также за стратегию продвижения бренда. Начинающий специалист (junior) в данной сфере в относительно небольшой FMCG компании может рассчитывать на заработную плату в 60-80 тысяч рублей, при этом чаще всего он будет выполнять координирующую и ассистентскую роль. Если говорить о позиции младшего бренд-менеджера в транснациональной компании, то предложения будут начинаться от 80 тысяч рублей, но необходимо помнить, что данные компании очень редко, когда подбирают кандидатов на начальные позиции открытым поиском. Опытный кандидат, отвечающий за все этапы создания и продвижения бренда, зарабатывает от 100 тысяч рублей. Средний уровень дохода составляет 180-190 тысяч рублей.
Обозначенную задачу развития и возможной трансформации каналов продаж решают трейд-маркетологи. Уровень заработной платы специалиста составляет от 80-100 тысяч рублей. При этом кандидаты с удачным опытом полной подготовки торговых инициатив могут рассчитывать на доход до 200 тысяч рублей.
Функция аналитики, сегментирования потребителей, формирования и проверки гипотез возлагается на роль продакт-менеджера. Средняя (медианная) заработная плата специалиста составляет около 150 тысяч рублей. При этом опыт самостоятельного запуска новых продуктов с расчетом экономических моделей будет оценен работодателем выше – кандидаты смогут рассчитывать на заработную плату до 230 тысяч рублей.
Интернет-маркетолог отвечает за развитие онлайн-каналов продвижения и продаж. В данном случае роль может подразумевать как отдельные функции: развитие e-commerce, настройка контекстной рекламы, SEO-продвижение, SMM, так и их комплекс. Наличие digital-мышления – одно из основных требований, которые предъявляют к кандидатам. Размер средней заработной платы digital-менеджера составляет 100-120 тысяч рублей. Доход более опытных специалистов с готовностью разрабатывать стратегию продвижения в интернете с нуля, работать со всеми каналами и внедрять сквозную аналитику составит до 160 тысяч рублей.
Функция по выстраиванию взаимоотношений с сетевыми клиентами и проведение трейд-маркетинговых мероприятий, обеспечивающих плановый показатель продаж отведена менеджеру по работе с сетями/KAM. Таким образом, это специалисты, которые находятся на стыке маркетинга и продаж. Если мы говорим о небольшом опыте кандидата, специалисту уровня junior работодатели готовы предлагать заработную плату от 60 до 90 тысяч рублей. Специалист же с опытом самостоятельного планирования и управления продажами и заключения контрактов может рассчитывать на доход до 250 тысяч рублей, средний (медианный) показатель составляет 130 000 рублей.
Подписаться на анонсы
Хотите быть в курсе предстоящих мероприятий Coleman Group?