Работодатели знают, что за их деятельностью внимательно наблюдает Роструд в лице своих территориальных органов – государственных инспекций труда (ГИТ). Инспекторы ГИТ проводят плановые проверки соблюдения работодателями трудового законодательства, а также оперативно реагируют на жалобы, полученные от работников, считающих, что их трудовые права были нарушены.
2018 год значительно изменил подход ГИТ к проведению плановых проверок работодателей: во-первых, начал активно применяться риск-ориентированный принцип выбора организаций для включения их в реестр плановых проверок на очередной год, а во-вторых, с 1 июля 2018 года плановые проверки всех работодателей проводятся с использованием проверочных листов.
Рассмотрим данные нововведения более подробно.
Суть риск-ориентированного подхода при проведении плановых проверок заключается в том, что Роструд присваивает всем работодателям определенные категории риска: от низкого до высокого. В зависимости от присвоенной категории определяется периодичность плановых проверок. Так, работодателей категории высокого риска проверять будут один раз в два года, значительного риска – один раз в три года, среднего риска – не чаще чем один раз в пять лет, умеренного риска – не чаще чем один раз в шесть лет. В отношении работодателей, деятельность которых отнесена к категории низкого риска, плановые проверки не проводятся.
Категория риска зависит от ряда факторов: от вида экономической деятельности работодателя, от численности работников, от количества допущенных работодателем нарушений трудового законодательства.
Так, например, у предприятия угледобывающей промышленности степень риска будет выше, чем у компании с офисными работниками; у работодателя с количеством работников свыше 1000 человек – выше, чем у небольшой компании, в которой работает лишь 15 сотрудников. Высокий коэффициент риска будет присвоен работодателям, у которых за последние 3 года были несчастные случаи на производстве, или у которых в предшествующем году был выявлен факт наличия задолженности по заработной плате, либо которые привлекались к ответственности за нарушение трудового законодательства.
Узнать о своей категории риска работодатель может, обратившись в Роструд. Кроме того, на сайте Роструда доступна информация о работодателях, которым присвоены категории высокого и значительного риска.
Таким образом, риск-ориентированный подход определяет, как часто вас будут проверять. Использование проверочных листов говорит о том, каким способом будут осуществляться такие проверки.
Проверочные листы представляют собой списки контрольных вопросов по различным сферам трудовых отношений: порядок оформления приема на работу, содержание трудового договора, выплата заработной платы, регулирование труда иностранных работников, соблюдение требований охраны труда и другие вопросы. Утверждает формы проверочных листов Роструд, и на данный момент действуют уже 133 проверочных листа (всего планируется утвердить 135 листов).
Стоит отметить, что они доступны для всеобщего пользования на сайте Роструда. Таким образом, работодатель может заранее ознакомиться с тем, на что именно инспекторы ГИТ будут обращать внимание при проверке. Используя проверочные листы, компания может самостоятельно оценить риски наличия у нее нарушений трудового законодательства и устранить их.
Важно учесть, что риск-ориентированный подход и проверочные листы применяются инспекторами ГИТ только при проведении плановых проверок.
Проведение внеплановых проверок (например, по жалобам работников, либо в случае неисполнения работодателем предписания ГИТ об устранении выявленных нарушений) чаще всего осуществляется ГИТ в документарной форме: работодатель получает от контролирующих органов запрос о предоставлении копий тех или иных документов. Важно помнить, что запрошенные документы надо предоставить в ГИТ в течение 10 рабочих дней, иначе компании грозит штраф. Если у работодателя нет возможности подготовить копии документов в указанный срок, рекомендуется письменно обратиться в ГИТ с просьбой предоставить отсрочку для предоставления документов.
Работодателю не стоит забывать, что инспекторы ГИТ обязаны предоставить распоряжение о проведении любых проверок (плановых или внеплановых, документарных или выездных). При этом инспекторы не вправе выходить за рамки вопросов, указанных в распоряжении. Например, если предметом проверки является начисление и выдача заработной платы, то они не могут проверять порядок заключения трудовых договоров с работниками.
Если инспекция проводится с использованием проверочных листов, то инспектор не вправе задавать работодателю вопросы по проверочным листам отсутствующим в распоряжении.
По итогам проверки инспектор должен составить акт по установленной форме и сделать запись в журнале учета проверок. Вести такой журнал и предоставить его инспектору – это обязанность работодателя.
На основании акта проверки инспектор ГИТ может выдать компании предписание об устранении выявленных нарушений, а также вправе возбудить дело об административном правонарушении и привлечь работодателя к ответственности.
В случаях, когда за совершенное работодателем нарушение может быть либо вынесено предупреждение, либо наложен штраф, выбор вида ответственности остается на усмотрение инспектора ГИТ и будет зависеть от того, является ли (согласно неофициальной классификации Роструда) совершенное работодателем нарушение существенным или несущественным. За существенное нарушение работодателю будет назначен штраф – такая ответственность грозит за нарушение порядка оформления трудовых договоров с работниками, за невыплату или задержку выплаты заработной платы, за не проведение медосмотров в установленных законом случаях и т.д. При несущественном нарушении (не выдача расчетных листков работникам, не утверждение локальных нормативных актов и т.д.) инспектор ГИТ может ограничиться вынесением работодателю предупреждения.
Если работодатель не согласен с результатами проверки, у него есть право обжаловать их в вышестоящем органе или в суде.
Резюмируя вышеизложенное, можно сделать вывод, что изменение подхода к проведению проверок ГИТ (использование риск-ориентированного принципа, применение проверочных листов) – все это направлено на то, чтобы дать работодателю возможность самостоятельно проверять результаты своей деятельности, находить возможные нарушения трудового законодательства и исправлять их. Тем самым, уменьшается роль карательной функции ГИТ и возрастает роль просветительская: ГИТ показывает работодателю, как правильно применять законодательство в трудовых отношениях с работниками, и дает больше свободы тем работодателям, которые не допускают нарушений трудовых прав работников.
Журнал "Деловой Мир", февраль 2019
Подписаться на анонсы
Хотите быть в курсе предстоящих мероприятий Coleman Group?