Проверки Роструда, в лице его территориальных органов – государственных инспекций труда (ГИТ), давно стали для работодателей привычным делом. При этом на практике проверяемые организации, которые активно защищают свои позиции в процессе проверки (готовят запрошенные инспектором документы, подают пояснения, отвечают на вопросы, и т.п.), в редких случаях пытаются оспорить её результаты.
Обжаловать результаты проверки ГИТ пойдет не каждый работодатель по причине отсутствия понимания, куда ему следует обратиться, что сделать и в какие сроки.
Цель данной статьи – рассказать работодателям о том, какие способы обжалования результата проверки ГИТ существуют, в чем преимущество каждого из них и что требуется сделать для успешной реализации полученных способов на практике.
По нашему мнению, реализация работодателями права на обжалование результатов проверок ГИТ является не менее важной, чем защита своих интересов в ходе проведения проверок. Бездействие работодателя по защите своих интересов после завершения проверки дает возможность для вынесения в отношении себя незаконных предписаний, а также выставления необоснованных штрафов.
Итак, если компания не согласна с фактами и выводами, изложенными в решении ГИТ, у нее есть следующие возможности.
ПОДАТЬ ВОЗРАЖЕНИЯ В ОТНОШЕНИИ АКТА ПРОВЕРКИ И (ИЛИ) ВЫДАННОГО ПРЕДПИСАНИЯ
Как известно, по результатам проверки инспектор ГИТ составляет акт по установленной форме в двух экземплярах, один из которых вручается уполномоченному представителю работодателя под подпись.
В случае выявления нарушений требований трудового законодательства со стороны работодателя при проведении проверки, инспектор ГИТ выдает предписание с указанием нарушений и сроками их устранения, контролируя затем выполнение этого предписания, а также принимая меры по привлечению работодателя к административной ответственности. Таким образом, в отношении работодателя составляется протокол об административном правонарушении и выносится постановление о назначении административного наказания.
При несогласии с фактами и выводами, изложенными инспектором ГИТ в акте проверки, либо при противоречии с выданным предписанием об устранении выявленных нарушений, первый шаг, который надлежит сделать работодателю – это представить в ГИТ возражения в отношении акта проверки и (или) выданного предписания. О своем несогласии с результатами проверки работодателю также стоит сделать соответствующую отметку в самом акте проверки.
Возражения подаются в письменной форме и не позднее пятнадцати дней с даты получения акта проверки. К возражениям необходимо приложить документы, подтверждающие их обоснованность. Например, если вы не согласны с выводом ГИТ о том, что ваша компания не проводит медицинские осмотры работников, подайте вместе с возражениями копии документов, подтверждающих, что такие осмотры были проведены.
Возражения на акт или предписание рассматриваются руководителем ГИТ в течение десяти рабочих дней, по результатам чего выносится письменное решение, которое доводится до сведения работодателя.
Преимущество данного способа очевидно: он прост в использовании, позволяет работодателю изначально заявить о своем несогласии с результатами проверки и дает надежду на то, что уже на данном этапе несправедливое решение ГИТ будет отменено.
В тоже время, данный порядок редко приводит к положительному результату, и поэтому мы рекомендуем, не дожидаясь ответа от руководителя ГИТ, воспользоваться способами обжалования решений инспекторов ГИТ, изложенными ниже.
ОБЖАЛОВАТЬ РЕШЕНИЕ ГИТ ИЛИ ДЕЙСТВИЯ (БЕЗДЕЙСТВИЕ) ИНСПЕКТОРА ГИТ В ВЫШЕСТОЯЩИЙ ОРГАН
Работодатель может обжаловать в вышестоящий орган как решение ГИТ по результатам проверки в целом, так и действия (бездействие) должностного лица, проводившего проверку.
Жалобу на действия инспектора ГИТ работодателю следует подавать руководителю соответствующей трудовой инспекции, тогда как жалобу на действия руководителя ГИТ – в Роструд как в вышестоящий орган.
Жалоба на предписание ГИТ или на постановление по делу об административном правонарушении подается в Роструд.
Жалоба составляется в письменном виде и должна обязательно содержать указание на решение, которое обжалуется либо на должностное лицо, действия (бездействие) которого обжалуются. В жалобе должны быть приведены доводы, на основании которых работодатель не согласен с решением и (или) действиями (бездействием), а также к жалобе должны быть приложены подтверждающие документы.
Срок рассмотрения жалобы вышестоящим органом составляет 30 дней со дня ее регистрации, и в этом кроется главный недостаток данного способа обжалования: если работодатель пойдет по пути оспаривания решения ГИТ в вышестоящем органе, он рискует пропустить срок обращения в суд с иском о несогласии с вынесенным ГИТ решением.
ОБРАТИТЬСЯ С ИСКОМ В СУД
Преимуществом обращения в суд является «непредвзятость» суда как органа, рассматривающего жалобу работодателя, ведь обжалование в Роструд решения ГИТ, являющегося территориальным органом Роструда, волей-неволей заставляет думать о необъективности тех, кто принимает решение по жалобе.
При обращении в суд важно помнить о следующем: прежде всего, обжалование решения и актов государственных органов осуществляется в порядке административного судопроизводства, поэтому работодателю надлежит подать административное исковое заявление в суд общей юрисдикции по месту нахождения ГИТ.
Важно помнить, что согласно статье 357 Трудового кодекса РФ обжаловать результаты проведённой инспектором ГИТ проверки в судебном порядке работодатель может только в течение 10 дней с момента получения акта, предписания, постановления.
Внимательно отнеситесь к формулировкам административного искового заявления: обжаловать в суде вы можете предписание или постановление по делу об административном правонарушении, но не акт проверки и не протокол об административном правонарушении, поскольку акт и протокол лишь фиксируют нарушения, а привлечение работодателя к ответственности отражаются в предписании и в постановлении. Важно помнить об этом, иначе решение суда может оказаться не в вашу пользу.
Таким образом, как мы видим, закон дает работодателям ряд возможностей для обжалования несправедливых решений ГИТ по результатам проверки.
В данной статье мы попытались рассказать, какие способы обжалования существуют, дали краткий алгоритм действий по каждому из них и посоветовали, на что стоит обратить внимание.
Работодателю остается лишь выбрать, какой из предложенных способов обжалования результатов проверки ГИТ подойдет именно ему в зависимости от конкретной ситуации.
Журнал «Трудовые споры», октябрь 2019
Подписаться на анонсы
Хотите быть в курсе предстоящих мероприятий Coleman Group?