В 2017 году мы можем говорить о новых гранях и постоянных тенденциях для рынка аутсорсинговых услуг учетных функций, в частности, для услуг расчета заработной платы и кадрового администрирования.
Три постоянных фактора оказывают влияние и дают хорошую почву для развития рынка аутсорсинга учетных функций в России – это законодательство, развитие IT сферы и кадры (т.е. профессионалы, которые в данной сфере работают).
Изменения в законодательстве как основной фактор влияния.
На рынок услуг аутсорсинга продолжает влиять Федеральный закон от 05.05.2014 N 116-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ», запретивший заемный труд, и вступивший в силу с 01.01.2016. Вместо предоставления персонала компании используют либо услугу по предоставлению труда работников, либо аутсорсинг. Аутсорсинг наиболее характерен для услуг расчета заработной платы и кадрового администрирования. По данным компании Coleman Services, количество запросов на аутсорсинг частичных функций кадрового администрирования увеличилось на 10% по сравнению с 2016 годом, а в бухгалтерском учете – аутсорсинг отдельных участков запрашивается на 15-20% чаще, чем в прошлом году.
В кадровом администрировании, как и в предыдущие годы, существует высокая потребность в передаче наиболее объемных и достаточно технических функций: большие объемы документов по отпускам, командировкам, массовые приемы/перемещения сотрудников. Данные функции передаются как на краткосрочной, так и долгосрочной основе.
Характерные для РФ регулярные изменения в законодательстве, в том числе – трудовом и налоговом, с ужесточением санкций и увеличением объемов и количества отчетности, также продолжают влиять на спрос как аутсорсинговых услуг, так и услуг консультационного характера.
В этом году изменения коснулись, по большей части, участка расчета заработной платы. Передача в ИФНС администрирования страховых и пенсионных взносов, новый формат отчетности 6 НДФЛ, а также значительные штрафные санкции значительно увеличили как объемы работ бухгалтерии, так и количество решений организаций о передаче данного участка на аутсорсинг. Во второй половине 2017 года также возросли, в среднем на 15%, запросы на консультации по особенностям расчета заработной платы и зарплатных налогов. На первом месте – вопросы начисления страховых взносов. Также компании начали рассматривать варианты аутсорсинга на период отсутствия бухгалтеров по расчету заработной платы – например, на время декретного отпуска. Несмотря на то, что законодательством предусмотрены различные варианты – и срочный трудовой договор, и возможность использования предоставления труда работников в соответствии с ФЗ-116, компании выбирают аутсорсинг в связи с наличием полной финансовой ответственности провайдера за результат оказания услуг.
Консультирование как неотъемлемая часть аутсорсинга.
В рамках направления консультирования по трудовому законодательству лидируют (и продолжают увеличиваться) запросы на аудит и разработку локальных нормативных актов организаций, должностных инструкций. Т.е. те документы, которые регулируют трудовые отношения со всеми работниками организаций и требуют достаточно большого времени и ресурсов для восстановления и корректировки. Это связано, как с мультипликацией штрафов, так и с продолжающейся увеличиваться правовой информированностью сотрудников.
В связи с оптимизацией процессов компании чаще интересуются нюансами перевода на дистанционный труд.
Стабильным остается большое количество запросов о привлечении к дисциплинарной ответственности и взыскании материального ущерба с работников – данные блоки законодательства относятся к сложным процедурным вопросам и остаются востребованными (на 2-3 месте) последние несколько лет.
За последние 2 года незначительно, но, тем не менее стабильно, увеличилось количество запросов (2-3%) на аутсорсинг и консультации по вопросам воинского учета, как связанные с постановкой учета, так и отдельными аспектами ведения.
Профессионализм и бизнес-модель, ориентированная на заказчика.
Развитие аутсорсинга во всех сферах деятельности компаний идет достаточно быстрыми темпами. Профессиональный опыт сотрудников, работающих с аутсорсинговыми услугами, растет как со стороны провайдеров, так и со стороны компаний заказчиков. Все больше тендеров и переговоров с провайдерами проводят специалисты, уже имеющие опыт взаимодействия с поставщиками услуг аутсорсинга, расчета заработной платы и кадрового администрирования. Это способствует большей интеграции поставщиков услуг и клиентов. Если в ранние годы развития услуги клиент передавал большие объемы документов и дышал спокойно, то сейчас провайдеры получают все большее представление о бизнес-процессах заказчика. Компании ведут командную работу, и поставщику услуги легче понять клиента, а так же вовремя сформулировать предложения по оптимизации, корректировке и дополнению услуг или процессов взаимодействия.
В сфере аутсорсинга кадрового делопроизводства и расчета заработной платы формируется бизнес-модель, ориентированная на заказчика, и, позволяющая провайдеру предоставлять комплексные услуги – кадровое администрирование и расчет заработной платы, а также их сопровождение, посредством консультаций в сфере трудового и налогового законодательства. Зачастую провайдер берет на себя задачи по осуществлению коммуникаций с ИФНС и фондами, представляет интересы заказчика в суде, - что особенно важно в условиях постоянного и регулярного изменения законодательства.
Регулярное изменение налогового и трудового законодательства требует непрерывного повышения квалификации сотрудников компании-клиента и регулярной автоматизации и обновления ПО. Работа в условиях постоянных изменений повышает требования к личным и профессиональным качествам сотрудников кадровых служб и бухгалтеров по расчету заработной платы. Как следствие, опытные и профессиональные сотрудники повышают свои финансовые ожидания.
Ярким примером служит ситуация 2017 года, когда пожелания кандидатов в сфере расчета заработной платы изменились в связи с новыми форматами отчетности. Бухгалтера, имеющие опыт сдачи отчетности в новом формате, повысили свои ожидания по заработной плате, в среднем на 20%, начиная с мая 2017 (т.е. после сдачи отчетности за 1 квартал).
Качественный провайдер услуг аутсорсинга может предоставить высококвалифицированный персонал, и это один из ключевых показателей, которые рассматривает заказчик при выборе партнерской компании. Это особенно важно в сфере аутсорсинга учетных функций, а именно: при расчете заработной платы и кадровом администрировании, где законодательством предусмотрены значительные штрафные санкции за его несоблюдение. Компании-заказчики значительно усилили внимание к разграничению сферы ответственности с провайдером на этапе заключения договора. С каждым годом развития аутсорсинга данный аспект приобретает все большее значение: мультипликация штрафов, регулярные изменения в законодательстве и ужесточение санкций ИФНС и фондов за несвоевременность и некорректность сдачи отчетности – все это заставляет заказчиков внимательно смотреть на условия договора, четко прописывая ответственность поставщика, в том числе и финансовую.
Автоматизация и IT.
Следующий важный фактор – это IT составляющая. Аутсорсинг учетных функций имеет в своем составе блок IT и автоматизации – большинство компаний ведут кадровый и зарплатный учет в специализированных программах, которые требуют регулярного обновления и обслуживания. Все достижения и нововведения в IT сфере прямо или косвенно влияют на аутсорсинг расчета заработной платы и кадрового администрирования. Главные тенденции – это использование облачных технологий, автоматизация процессов и безопасность данных.
При взаимодействии по услуге «аутсорсинг кадрового администрирования и расчет заработной платы», компании все чаще обсуждают, не только специализированное ПО, но и вопросы интеграции бухгалтерских и кадровых систем с управленческими базами и CRM заказчика, вопросы хранения данных, конфиденциальность информации и IT безопасности.
Автоматизация учета всегда в тренде. Она медленно но верно устраняет необходимость ручного ввода данных, соответственно, уменьшает риски ошибок и влияние человеческого фактора. Но в условиях российских реалий, включая изменения в законодательстве и определенную степень монополии поставщиков ПО для бухгалтерского учета, автоматизация не заменит профессиональных расчетчиков и кадровиков и не исключит их из аутсорсинговых бизнес-процессов. Однако, автоматизация дает возможность провайдерам оптимизировать внутренние процессы и использовать высвободившееся время для решения актуальных вопросов заказчика оперативно и в on-line режиме.
Одной из тенденций также является продолжение усиления присутствия поставщиков услуг в социальных сетях – это дает возможность потенциальным клиентам собрать больше информации и отзывов о провайдерах услуг.
Регулярные изменения законодательства, повышение правовой грамотности сотрудников и расширение общей практики использования аутсорсинга не только иностранными компаниями, но и российскими, позволяет прогнозировать дальнейшее развитие аутсорсинга кадрового администрирования и расчета заработной платы, а также рост количества компаний, использующих данные услуги.
ЖУРНАЛ «КАДРОВЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ»
Подписаться на анонсы
Хотите быть в курсе предстоящих мероприятий Coleman Group?