+7 (495) 640-17-55 +7 (495) 640-16-55
Your corporate or personal HR-adviser

Трудоустройство иностранных граждан, имеющих вид на жительство в РФ

Елена Стукалина (Заместитель руководителя по кадровому администрированию)

Особое место в трудовой деятельности кадровиков занимает оформление иностранных граждан, сопровождающееся характерными для этого процесса сложностями, нюансами и подводными камнями.
Перед тем как начать оформление иностранного гражданина, важно определить его правовой статус, так как от этого будет зависеть порядок оформления трудовых отношений.

Статусов всего три:

1) постоянно проживающий в РФ (иностранный гражданин, имеющий вид на жительство);
2) временно проживающий в РФ (иностранный гражданин, получивший разрешение на временное проживание);
3) временно пребывающий в РФ (иностранный гражданин, прибывший в РФ на основании визы или в порядке, не требующем получения визы, и получивший миграционную карту, но не имеющий вида на жительство или разрешения на временное проживание). 

В зависимости от статуса иностранного гражданина, работодатель намечает план действий, в частности, он определяет:

  • какие документы необходимо запросить при приёме на работу иностранного гражданина для подтверждения законности его пребывания на территории РФ, а также правомерности его привлечения к работе;

  • какие документы должен подготовить работодатель до приема иностранца (подготовка приглашения на въезд в РФ, получение разрешений и прочих документов) и в процессе взаимодействия с ним (уведомление МВД и т.д.).

Также оформлению трудовых отношений с иностранцем могут предшествовать некоторые этапы, предусмотренные законом (Трудовой кодекс, 115-ФЗ от 25 июля 2002 г, 109-ФЗ от 18.07.2006 г., Договор ЕАС от 29 мая 2014 г., Приказ МВД № 11 от 10.01.2018 г. и т.д.).

В данной статье мы рассмотрим случай, когда мигрант имеет статус постоянно проживающего, то есть у него есть вид на жительство. Порядок оформления трудовых отношений с данной категорией практически такой же, как и с гражданами РФ. Ни работнику, ни работодателю не требуется никаких специальных разрешений. Стоит отметить, что иностранцы, постоянно проживающие на территории России, могут выбрать любой субъект РФ для последующей трудовой деятельности.

Для оформления на работу иностранный гражданин, получивший в Российской Федерации вид на жительство, должен предъявить следующие документы:

  1. Паспорт и нотариально заверенную копию этого же паспорта.
  2. Вид на жительство иностранного гражданина.
  3. Регистрацию по месту пребывания (как правило, в ВнЖ проставляется штамп о месте регистрации иностранного гражданина; если этот штамп отсутствует, то надо запросить временную регистрацию).
  4. ИНН (ФИО иностранного гражданина должно совпадать с ВнЖ).

Остальные документы (трудовая книжка, СНИЛС и т.д.) предоставляются в случае, если они были оформлены/выданы ранее.

Особенности проживания и оформления:

  1. Основанием нахождения на территории РФ является вид на жительство, срок действия которого – 5 лет. Срок вида на жительство может неоднократно продлеваться (статья 8 Закона 115-ФЗ).
  2. Правовой статус – «Постоянно проживающий».
  3. Налоговый статус – «Резидент», в соответствии с ним работник уплачивает НДФЛ в размере 13 %.
  4. Работодатель при заключении трудового договора или договора гражданско-правового характера (далее ГПХ) должен указать в реквизитах работника в трудовом договоре или в договоре ГПХ как данные иностранного паспорта, так и данные вида на жительство.
  5. Оформить трудовой договор можно только с мигрантом, которому уже исполнилось 18 лет (статья 327.1 ТК РФ).
  6. С иностранным гражданином, имеющим ВнЖ, заключается бессрочный трудовой договор или срочный по основаниям статьи 59 ТК РФ.
  7. О приеме (увольнении) иностранного гражданина, имеющего ВнЖ, работодатель обязан уведомить территориальный орган МВД России на региональном уровне в субъекте Российской Федерации, на территории которого данный иностранный гражданин осуществляет трудовую деятельность или оказывает услуги, в срок, не превышающий 3 рабочих дня с даты заключения или прекращения соответствующего договора. Срок подачи уведомления исчисляется со следующего дня от даты заключения (расторжения) соответствующего договора (приказ МВД России от 10.01.2018 года № 11 приложение № 15).
  8. Важно внимательно проверять все сроки действия каждого документа. Документы должны быть действительны весь период работы сотрудника в организации. В случае приема на работу иностранца, у которого нет полного пакета разрешительных документов или имеются просроченные документы, работодателю грозит штраф до 1 000 000 рублей или административное приостановление деятельности организации на срок от 14 до 90 суток.
  9. Иностранный гражданин обязан в 10-дневный срок уведомить работодателя о получении гражданства РФ и обратиться в банковскую организацию, через которую он получает заработную плату, т.к. при смене гражданства меняется лицевой счет банковской карты.

Итак, при оформлении иностранных работников существует ряд особенностей, ненадлежащее исполнение или неисполнение которых грозит компаниям большими штрафами. В следующей статье мы расскажем об администрировании работников, временно пребывающих на территории РФ.

ЖУРНАЛ "PRO-ПЕРСОНАЛ" (15.08.2018)

Чтобы оставлять отклики, вам необходимо авторизоваться