+7 (495) 640-17-55 +7 (495) 640-16-55
Your corporate or personal HR-adviser

Как найти подходящую работу, чтобы потом в ней не разочароваться.

Валентина Пакулева (Менеджер по работе с клиентами)
Устраиваясь на новое место работы, а точнее, проходя собеседования на вакансию потенциального работодателя, важно и нужно, чтобы сама встреча представляла собой диалог, в ходе которого не только рекрутер или какой-либо другой представитель компании задает Вам вопросы, но и Вы, в свою очередь, можете уточнить интересующие Вас моменты.

Основную информацию можно почерпнуть из интернета – сайт работодателя расскажет Вам о деятельности компании, отзывы клиентов и сотрудников, скорее всего, продемонстрируют слабые и сильные стороны работодателя. Рекомендуем Вам не сильно увлекаться отзывами по той простой причине, что позитивный опыт сотрудничества возьмется описывать не каждый, а вот негативные моменты чаще находят отражение в интернете.
На основании полученной информации следует сформировать свои собственные вопросы (которые ни в коем случае не должны начинаться со слов «я читал о Вас отзывы в интернете, а правду ли пишут…»), и здесь мы постараемся помочь Вам сформулировать их так, чтоб у Вас с потенциальным работодателем не возникло недопонимания. Вот перечень основных вопросов, которые помогут Вам создать собственное впечатление о работодателе и условиях сотрудничества с ним, чтобы в дальнейшем принять для себя решение о том, насколько данное конкретное предложение может быть Вам интересно:

Что нужно знать о должности и обязанностях? Какие вопросы и формулировки лучше не использовать?

Опирайтесь на описание вакансии, уточните, если что-то Вам непонятно (предварительно просмотрев в интернете все незнакомые сокращения и аббревиатуры),  попросите Вашего собеседника ранжировать функционал с точки зрения важности в рамках данной конкретной компании. Уточните детали по количеству сотрудников в отделе, объему работ, наличию/отсутствию подчиненных, наличию ERP или CRM системам, которые могут помочь Вам в автоматизации Вашей деятельности.

Не стоит задавать вопросы, ответ на которые лежит на поверхности (например, уточнять необходимость использования в работе собственного автомобиля, когда в описании позиции указано предоставление корпоративного авто). Любая оценка функционала из разряда «я это делал, это такая ерунда на самом деле» или «а зачем это вообще нужно?» может быть воспринята негативно. В любом случае, лучше уточнить организационную структуру и попытаться понять, почему руководитель посчитал необходимым определить данному сотруднику ответственность за ту или иную задачу.

Что и как спросить о перспективах компании и кандидата? Какие вопросы и формулировки лучше не использовать?

Вы можете уточнить о планах развития конкретного отдела и наличии или отсутствии продвижения сотрудников внутри компании, чтобы понимать, какие перспективы есть у сотрудников. В частности, вопрос о том, по какой причине открыта вакансия – вполне распространенный и корректный. Так, например, если сотрудник с текущей должности получил повышение – Вы можете делать вывод о том, что компания предоставляет рост и развитие для персонала.
Вопросы же о возможности перейти в другой отдел или другое направление бизнеса может быть расценен неправильно. Ведь Вы претендуете на конкретную должность, и работодателю важна Ваша мотивация на работу именно в данном направлении. В любом случае, если компания практикует ротацию кадров между отделами или возможности роста не ограничены (как, например, в розничной торговле, где из продавца-консультанта Вы можете дорасти до сотрудника центрального офиса любого из подразделений компании), - скорее всего, Вам сообщат об этом при рассказе о компании.

Что нужно знать о корпоративной культуре? Какие вопросы и формулировки лучше не использовать?

В первую очередь, о корпоративной культуре следует знать, что это не только набор мероприятий, направленных на отмечание Нового года/дней рождений/юбилеев фирмы. В компаниях с действительно развитой внутренней корпоративной культурой имеют место быть такие составляющие как адаптация сотрудника в компании, дресс-код, внутрикорпоративные коммуникации (интранет, журналы, конкурсы, активности). Одним словом, корпоративная культура – это некий микроклимат компании.
Уточняйте все, что может быть для Вас полезно и важно – как общаются сотрудники в компании на «Ты» или на «Вы», есть ли обучение, взаимовыручка, насколько работодатель вовлечен в жизнь своих сотрудников.
При этом по возможности избегайте сравнений со своим текущим или прошлым работодателем, - Вашему собеседнику будет неприятно услышать о том, что, по Вашему мнению, потенциальный работодатель мало времени и сил уделяет своим сотрудникам. А предлагать новые активности имеет смысл, будучи действующим сотрудником компании.

Что нужно знать о коллегах? Какие вопросы и формулировки лучше не использовать?

Этого вопроса мы частично касались выше – безусловно, для понимания общей организации деятельности нужно понимать организационную структуру, если не компании, то, по крайней мере, отдела, в котором открыта вакансия. При необходимости можно корректно уточнить половозрастную структуру отдела, при этом лучше руководствоваться вопросом о среднем возрасте, а не о каких-то конкретных цифрах. Имеет смысл задать вопрос о взаимозаменяемости в отделе и роли руководителя (контроль и распределение обязанностей или же этот человек работает наравне со своими подчиненными, выполняя роль наставника и организатора процесса).
В любом случае, не стоит пытаться выяснить какие-то «личные» моменты, как, например, есть ли сложности взаимоотношений в коллективе и какие, - Вы плохо себя зарекомендуете, кроме того, Ваш собеседник, скорее всего, уйдет от ответа. Если же в отделе есть сложности и поиск связан именно с этим – представитель работодателя, скорее всего, сам Вам об этом расскажет или предложит разыграть определенную с
трессовую ситуацию, которая станет для Вас «звоночком» в отношении возможной ситуации в коллективе.

Что и как спросить о руководителе?  Какие вопросы и формулировки лучше не использовать?

Относительно руководителя корректно уточнить его роль в коллективе (как обсуждалось выше) – эта информация может быть действительно важной для понимания микроклимата в отделе. Что касается дополнительных аспектов – попробуйте узнать, как долго этот человек работает в компании, сразу ли он пришел на руководящую позицию или прошел свой карьерный путь внутри компании. По ответам представителя компании у Вас должен сложиться общий портрет личности, который необходимо будет подкрепить личным впечатлением от встречи с ним. Обычно именно эта встреча оказывается решающей как с профессиональной точки зрения, так и с личностной (вы понимаете, насколько комфортно вам взаимодействовать друг с другом, есть ли общее понимание тех или иных бизнес-процессов).

И как всегда – любых личных вопросов в данном случае следует избегать. Вы еще не являетесь частью коллектива, но, тем не менее, важно соблюдать некоторую субординацию.

Что  нужно знать об условиях труда?  Какие вопросы и формулировки лучше не использовать?

Вопросы об условиях труда – очень тонкий и противоречивый момент. Безусловно, понимать, какую компенсацию готов предложить работодатель,  и каким образом планирует выплачивать заработную плату для Вас, как для потенциального сотрудника, очень важно. Но есть несколько негласных правил:
- все вопросы о заработной плате задаются в самом конце собеседования, когда все прочие условия уже обсуждены;
- если работодатель не готов называть конкретных сумм – не настаивайте. Уточните тот уровень, от которого Вы отталкиваетесь, и спросите, приемлема ли эта сумма для работодателя;
- если в описании вакансии этого не указано, спросите, белая ли заработная плата в компании и каким образом происходит оформление (ТК РФ, постоянный/срочный трудовой договор, штатная позиция или компания оформляет людей через аутсорсинговую компанию). Так или иначе, при наличии каких-либо критичных моментов, компания, скорее всего, предупредит Вас заранее, чтобы не тратить свое и Ваше время;
- опять-таки если в описании вакансии ничего об этом не сказано, можно задать вопрос относительно отсутствия/наличия социального пакета и его составляющей.

Никогда не торгуйтесь на собеседовании, особенно если речь идет о встрече с сотрудником, который никак не может повлиять на уровень дохода по вакансии. Так же не следует резко менять уровень зарплатных ожиданий в ходе того или иного собеседования или сразу после него. Придерживайтесь изначально озвученных сумм, ведь Вы позиционировали их как оптимальные.

Будьте внимательны в процессе собеседования. 90% информации рекрутер озвучивает Вам самостоятельно и вопросы, дублирующие ответ Вашего собеседника, а не уточняющие его, вряд ли сыграют Вам на руку.
Не бойтесь задавать вопросы действующим сотрудникам компании, это поможет Вам избежать ошибок трудоустройства, начиная с самых ранних этапов. Однако формулируйте свои вопросы правильно и корректно, чтобы у работодателя не возникало лишних вопросов и сомнений на Ваш счет. В конце встречи, в случае если предложение действительно интересно для Вас, подведите итог: обобщите все позитивные моменты по функционалу, корпоративной и организационной культуре данного предложения и обозначьте, что Вам было бы интересно продолжить диалог с работодателем.

Удачи Вам в поиске работы!

ЖУРНАЛ «ПОСТФАКТУМ» 


 

Чтобы оставлять отклики, вам необходимо авторизоваться