Изменение спроса на HR услуги в условиях кризиса.
Кузнецова Инна (Руководитель обособленного подразделения)
На фоне текущих негативных изменений в экономике практически перед каждым работодателем остро стоит задача экономии расходов и одновременно с этим сохранения объемов бизнеса, репутации, персонала.
Помимо традиционной услуги «подбор персонала в штат» кадровые компании могут предложить бизнесу такие инструменты оптимизации бизнес-процессов как аутсорсинг HR функций, аутплейстмент и тайный покупатель.
Аутсорсинг HR функций. Одним из инструментов для повышения эффективности бизнеса в условиях кризиса является аутсорсинг бизнес-процессов. Аутсорсингом считается передача для обслуживания различных бизнес-процессов или производственных задач одной компанией другой, являющейся специалистом в данной области. Говоря простым языком, компания перестает выполнять определенный непрофильный процесс и вручает его той, для которой он является главным. Работа через компанию-партнера во многом удобнее, так как специалисты провайдера могут предоставить уже проверенные схемы работы, обладают достаточными опытом и навыками, а также могут обеспечить беспрерывность оказания услуги. Зачастую даже большой компании не имеет смысла содержать целый департамент сотрудников для выполнения задач, которые быстрее и дешевле решат специалисты аутсорсинга.
В России наиболее популярными функциями, передаваемыми провайдерам, являются административные (аутсорсинг ресепшн, курьеров и mail-room, ведение баз данных, обработка счетов, авансовых отчетов и т. д.) и учетные (аутсорсинг расчета заработной платы, аутсорсинг кадрового делопроизводства, аутсорсинг подбора персонала (RPO) и т. д.)
Отметим главные преимущества аутсорсинга бизнес-процессов:
-
Возможность сконцентрироваться на основном бизнесе, стратегических целях.
-
Качество работы. Провайдер – это эксперт в своем деле. Он специализируется на выполнении той или иной функции, аккумулирует зарекомендовавшие себя практики, а также пристально следит за инновациями и изменениями в этой сфере.
-
Ответственность за выполнение работ аутсорсинга несет аутсорсинговая компания, и это четко прописывается в договоре. Заказчик отвечает только за предоставление достоверной информации по операциям или действиям сотрудников.
Вообще, можно сказать, что аутсорсинг активно внедряется на рынке, и касается не только учетных функций, но также и более классических вариантов, например, аутсорсинг процесса подбора (recruitment process outsourcing, RPO) или аутсорсинг ресепшн. Рост интереса к данным услугам обусловлен также ужесточившимся законодательством, особенно в части увеличения размеров штрафов за выявленные нарушения в кадровом делопроизводстве.
Аутплейсмент. В последнее время в нашей стране наметилась тенденция цивилизованного увольнения персонала: после увольнения бывшему сотруднику предлагаются подготовительные планы поиска нового места работы, консультации профессионального рекрутера, психолога, помощь при составлении или корректировке резюме, его рассылка и т.д. Причинами обращения компаний к этой услуге может стать закрытие, слияние, реструктуризация бизнеса, сокращение штата. При конфиденциальном (закрытом) аутплейсменте работник о готовящемся увольнении не знает. Задача кадрового агентства – сделать так, чтобы сотрудник уволился сам: для этого кадровое агентство находит предполагаемому увольняемому человеку новую должность и «переманивает» его в другие компании. Таким образом, компания без проблем избавляется от ненужного сотрудника, а тот уходит в другую компанию в полной уверенности, что он – востребованный профессионал.
Когда аутплейсмент осуществляется силами кадрового агентства, работодатель получает дополнительный инструмент: если работник чем-то недоволен или ему нужны помощь и поддержка, он будет обращаться к специалистам кадрового агентства. Благодаря аутплейсменту работодатель получает еще одно преимущество: оставшиеся сотрудники считают его достойным доверия, поскольку видят его заботу об сокращаемом человеке. Важным аспектом для работодателя является гарантия, что их бывший сотрудник не перейдет к конкуренту.
Тайный покупатель. Все более популярной становится эта услуга в настоящее время. Тайный покупатель - это специально подготовленный человек, который посещает/звонит в службу поддержки/совершает покупки различных компаний с целью проверить качество работы персонала. Стоит ли говорить о том, что в условиях кризиса, когда идет борьба за каждого клиента, важно использовать «тайных покупателей» для проверки своих торговых точек, офисов продаж, центров по работе с клиентами?
Что конкретно оценивает «тайный покупатель»:
-
встреча и обслуживание клиента;
-
техника продаж;
-
уровень профессионализма персонала;
-
внешний вид и культура речи персонала;
-
заполненность товаров на полках;
-
санитарное состояние зоны продаж;
-
работа кассовой зоны.
Обычно все тайно фотографируется или записывается на диктофон, в некоторых случаях тайно снимается на камеру. После этого «тайный покупатель» делает отчет о проделанной работе, в котором указывает все преимущества и недостатки работы как персонала в целом, так и отдельного работника, также к отчету добавляются фотографии, аудио или видеозаписи. Предоставленный отчет обрабатывают профессионалы и далее дают рекомендации по изменению ситуации для руководства компании.
Любой кризис – это всегда новые возможности, которые нужно обязательно использовать не только, чтобы сохранить бизнес, но и для его увеличения!