+7 (495) 640-17-55 +7 (495) 640-16-55
Your corporate or personal HR-adviser

11 главных вопросов о кадровом аудите и восстановлении документов.

Орехова Юлия (Руководитель направления «Аутсорсинг бизнес-процессов. Аудит. Консалтинг»)


За 7 месяцев 2017 года инспекция труда в Новосибирской области провела 1379 проверок фирм и организаций и наложила 1630 административных штрафов на общую сумму более 32 млн. рублей!
Для того, чтобы максимально подготовиться к проверке ГИТ и тем самым избежать штрафов за нарушение трудового законодательства, компании могут привлечь внешних аудиторов, которые владеют актуальной информацией и могут дать рекомендации исходя из собственной практики и с учетом последних судебных решений.
 
  1. Нужен ли нашей организации кадровый аудит и восстановление документов?
Зачастую кадровый аудит проводится организациями при возникновении сложных и экстренных ситуаций: получение информации о планируемой проверке ГИТ, жалобы сотрудника в ГИТ, возникновение судебного трудового спора.  Оптимальный вариант - задуматься о внешней проверке своих документов в достаточно спокойный период существования организации: через 1-2 года с момента основания. В это время уже накоплен достаточный для проверки документооборот, сформированы основные должности в штатном расписании и режимы работы сотрудников, и есть время до потенциальной первой плановой проверки ГИТ. В этот период руководитель организации может спланировать время и финансы для проверки документации и решить все вопросы, в случае необходимости, по корректировке и восстановлению документов без жесткого давления грядущей проверки или суда. Необходимость восстановления или корректировки документов определяется по результатам проведенного аудита.
В последние 3 года, начиная с 2014 г, в практике консалтинговых компаний заметна тенденция ранней проверки кадровой документации.

  1. Какую форму кадрового аудита выбрать?

Полный аудит, выборочный или специальный – все зависит от целей компании. Полный аудит подойдет перед проверкой ГИТ или при смене руководителя кадрового отдела. Специальный аудит позволит проанализировать наиболее рисковые блоки КДП, личные дела отдельных сотрудников, локальные нормативные акты или другое.

  1. В каких ситуациях выборочный аудит будет эффективным?

Выборочный аудит эффективен и как способ определить зоны риска в кадровом документообороте организации и как инструмент регулярной проверки, в т.ч. позволяющий оценить профессиональный уровень сотрудников кадровой службы.

  1. Какие документы обязательно необходимо проверить?

В первую очередь необходимо проверять локальные нормативные акты организации, т.к. данные документы во многом определяют содержание остальных кадровых документов всех сотрудников компании. Восстановление ЛНА наиболее трудоемко, и, как правило, влечет за собой восстановление, корректировку или подготовку новых документов по многим сотрудникам.

  1. Каков формат проведения кадрового аудита?

Небольшие блоки документов, ЛНА провайдер может проверить удаленно, запросив данные документы у организации, например, по электронной почте. Выборочный или полный аудит, как правило, проводится на территории организации. Провайдер направляет своих экспертов, предварительно согласовав план проведения аудита с заказчиком услуги.  Далее эксперты оформляют результаты кадрового аудита в отчет. Форму отчета руководитель может согласовать с провайдером услуги предварительно.

  1. Какова стоимость услуг кадрового аудита и восстановления?

Как правило, консалтинговые компании формируют стоимость исходя из почасовой ставки, либо указывают стоимость за комплект документов на одного сотрудника. Стоимость рассчитывается с учетом выбранной формы аудита, объема документов, периода проверки (за 1,2,3 года) и наличия сложных блоков кадрового учета в данной организации.

  1. Как часто необходимо проводить кадровый аудит?

Регулярный выборочный аудит рекомендуем проводить раз в 1-2 года, в зависимости от специфики организации. Такие сроки позволят не накопить значительный объем документов на восстановление/корректировку, быть в курсе всех изменений законодательства и получить от поставщика максимально выгодную стоимость за регулярный аудит, если компания работает с одним провайдером.

  1. Как определить какие документы необходимо восстановить?

Определить нужно ли восстанавливать документы возможно только по результатам аудита – внутреннего или внешнего. Результатом аудита как раз и является список документов, которые есть в наличии/отсутствии, а также некорректных документов с указанием ссылок на законодательство и обоснованием необходимости наличия данных документов, определенных формулировок и содержания в них.

  1. Возможно ли самостоятельно провести кадровый аудит и восстановление?

Регулярный самостоятельный аудит проводят большинство руководителей кадровых отделов и служб, так как это неотъемлемая часть системы контроля качества в данной профессиональной сфере, а также часть функциональных обязанностей руководителя. В то же время внешние аудиты – это отличный способ и самопроверки и получения актуальной информации по изменениям в законодательстве и судебной практике. Ведь привлеченный внешний провайдер владеет наиболее актуальной информацией и может дать рекомендации исходя из собственной практики и с учетом последних судебных решений.

  1. Будет ли соблюдена конфиденциальность информации?

Провайдеры услуг постоянно работают с конфиденциальной информацией, консультируя своих клиентов, и, проверяя документы.  Профессиональные и проверенные поставщики услуг заинтересованы в сохранении как своей репутации, так и репутации своих клиентов и обеспечивают полную конфиденциальность полученной информации. При заключении договора необходимо проверить наличие раздела о конфиденциальности информации и, при необходимости, можно предложить внести дополнения и пожелания по данному вопросу в договор.

  1. Какие гарантии дают компании провайдеры по услугам кадрового аудита и восстановления документов?

Консалтинговые компании несут полную или частичную финансовую ответственность за результаты своей работы по кадровому аудиту и восстановлению документов.  Условия, как правило, оговариваются на этапе решения сотрудничать и включаются в договор.

ЖУРНАЛ: "ДЕЛОВОЙ КВАРТАЛ", 21.08.2017

Чтобы оставлять отклики, вам необходимо авторизоваться