+7 (495) 640-17-55 +7 (495) 640-16-55
Your corporate or personal HR-adviser

Что такое «хорошо»

Светлана Пронина (Региональный директор направления «Промышленный персонал и массовые проекты» )

С 2006 года компания Coleman Services проводит исследования, посвященные особенностям выбора места работы линейными сотрудниками производственных площадок и логистических комплексов.
«Когда мы спрашиваем соискателя на малоквалифицированные вакансии, какую работу он хотел бы получить, ответ почти всегда один: "Нужно, чтобы работа была хорошая и все нравилось. Что конкретно делать, не так важно". Для работника на подобные позиции основное — "чтобы было хорошо". А что под этим ими подразумевается – вопрос». Вот уже четвертый год в Сoleman Services путем анкетирования выясняют, что вкладывают сотрудники такого профиля в понятие «хорошая работа».«Про себя мы называем это исследование "Что такое хорошо и что такое плохо". Благодаря таким опросам мы лучше знаем о мотивах и предпочтениях наших сотрудников, работающих во временном штате, и ожиданиях потенциальных кандидатов на вакантные рабочие места в штате наших заказчиков», — рассказывает Светлана Пронина, региональный директор направления «Промышленный персонал и массовые проекты» Coleman Services.

Исследование Coleman Services включает три больших блока вопросов. Первый посвящен тем критериям, которые важны при выборе потенциального работодателя. Второй блок – о том, что людей максимально привлекает в сфере дополнительных компенсаций и льгот, помимо заработной платы. Третий блок исследования посвящен психологическому климату и взаимоотношениям в коллективе. Аудитория исследований – сотрудники проектов Coleman Services в Москве и Московской области, работники начального уровня в производственных компаниях и складских комплексах (вспомогательный персонал, укладчики, транспортировщики и пр.). «Ключевые заказчики – как правило, западные компании, хотя есть и российские производители. Основные профили бизнеса — производство FMCG, сопутствующая им логистика; автомобильные предприятия, распределительные центры, большие склады», — поясняет Светлана Пронина.

Четыре «за»

Выбирая новое место работы, линейные сотрудники предъявляют к компаниям типичные требования. Для рядового работника важно, чтобы был удобный график, работа была недалеко от дома, давала возможность дополнительно подработать, желательно на том же рабочем месте, а отношения с работодателем были зафиксированы документально.
Один из важнейших факторов при выборе потенциального места работы – это его расположение, поскольку влечет оптимизацию времени в пути и расходов на транспорт
«Зарплаты у людей небольшие, они экономят, и наличие места работы недалеко от места проживания – положительный фактор», — комментирует Светлана Пронина. Данный фактор занимает второе место, по результатам последнего исследования.
Не менее важным по значимости фактором был и остается график работы (хотя в последнем опросе он немного утратил свое прежнее значение, переместившись на 6-е место). График сотрудники линейного уровня выбирают таким образом, чтобы оставалось свободное время (особенно это важно для женщин), либо, чтобы была возможность, совмещения с другой работой в качестве источника дополнительного заработка. Приоритетен график «два дня через два», а вот пятидневная рабочая неделя для такой категории работников менее предпочтительна.
В связи с этим актуальным становится третий по значимости фактор – возможность дополнительных подработок. Идеальный для сотрудников вариант, когда возможность подработок возникает на том же предприятии. Либо график на основном месте работы позволяет иметь альтернативный заработок и подработоки в качестве совмещения.
Однако важнее других факторов для многих работников сегодня оказалась легальная сторона вопроса. Фраза «оформление на работу в соответствии с трудовым законодательством» практически встречается в каждом объявлении о вакансии. Упомянуть об этом работодатели решают не случайно: по данным Coleman Services, сейчас линейный сотрудник желает чувствовать себя более защищенным, для него становится важным, чтобы буква закона соблюдалась в полном объеме. «Нас очень порадовали последние анкеты – первым по важности фактором стала легальность оформления. Люди начинают понимать, что в условиях кризиса очень важно иметь социальную защищенность, — рассказывает Светлана. — Некоторое время назад возможность получать определенную сумму денег, и чем больше, тем лучше, была гораздо важнее "белого оформления"».
Кроме характеристик, предъявляемых к потенциальному работодателю, есть еще ряд требований, которые работники озвучивают как желательные на последующих этапах отбора. Например, с точки зрения работников, наличие дополнительных льгот — большой плюс компании-работодателю и играет далеко не последнее значение при выборе новой работы. А порой имеет и решающее значение.

Приятные дополнения

Какие компенсации и льготы особенно популярны? «Прежде всего, корпоративный транспорт, т.е. доставка до места работы силами компании. Для Москвы это не столь актуально, но как только человек оказывается за пределами Кольцевой автодороги, он понимает, что добраться до ближайшей станции метро – значит, потратить время и деньги, — расказывает Светлана. — К тому же, корпоративный транспорт еще является и залогом того, что люди вовремя приедут к началу рабочего дня. Для производства или крупного склада, которые работают по четкому временному графику, опоздания критичны, поскольку могут нарушить спланированный производственный процесс».
На втором и третьем месте – наличие премий и дотации на питание. Графики на производствах и складах в основном сменные. Очевидно, что должно быть время на отдых и возможность полноценного питания. Как правило, для работников организуются столовые непосредственно на предприятии, или же комнаты для приема пищи, куда питание доставляется. Сотрудники не оставляют незамеченной такую наглядную заботу не только о здоровье, но и об оптимизации их затрат на еду. В компаниях питание либо дотируется в определенной сумме, либо возмещается полностью в рамках комплексного обеда по талонам.
Отдельного внимания заслуживает все чаще проявляющаяся потребность линейного сотрудника в развитии внутри компании и возможность дальнейшего обучения, повышения своей квалификации. Работодатель может пойти навстречу сотрудникам, открывая профессиональные университеты для развития ключевых навыков. Эта тема обоюдно актуальна в связи технической модернизацией производств. Работодатель получает возможность развивать уже проверенные человеческие ресурсы — людей, изначально мотивированных и проявивших свою лояльность данному предприятию. «С одним из наших клиентов мы обсуждаем проект своеобразного университета для упаковщиков — вполне возможно, что из общего штата мы будем готовить наставников, можно сказать, что тренеров-практиков, носителей определенной производственной культуры и норм. Ведь тема наставничества сейчас не менее актуальна, чем в иные времена. Это замечательная тенденция, которую мы намерены активно использовать и развивать», — говорит Светлана Пронина.
Отошли на второй план и утратили свою актуальность такие ранее популярные меры как подарки и поздравления к праздникам, профессиональные награждения типа «лучший сотрудник месяца», наличие увеселительных мероприятий и т.п. «Кризис расставил иные приоритеты, в том числе и для простых работников. В нашем последнем исследовании сотрудники очень четко проранжировали и определили, в чем они нуждаются и без чего в данный момент могут обойтись» — поясняет Светлана.

Погода в доме

Безусловно, в понятие «хорошая работа» для линейных сотрудников входит и атмосфера в коллективе. «У нас были случаи, когда люди увольнялись именно по причине того, что им не нравилась обстановка и психологический климат на новом месте работы. Увольняясь, они очень четко обозначали, что чувствовали себя неуютно в коллективе или с конкретным руководителем», — рассказывает Светлана Пронина.
Какие факторы формируют атмосферу? «Рабочим все-таки очень важно уважительное отношение. Многие из них выросли в период развитого социализма, когда труд рабочего был в почете. Эта исторически-сложившийся маркер и сейчас имеет свое решающее значение».
Так же важна возможность получить помощь, если возникает какая-то сложная ситуация. В коллективе должен быть некий знающий и поддерживающий лидер, причем не где-то абстрактно и далеко, а рядом. Тема референтного лидерства, тема бригадирства стала просматриваться и в результатах опроса. И приятно отметить, что данная тенденция рынка, этот запрос самих работников очень совпал с актуальными идеями и тенденциями в HR-службах предприятий. «Передовые работодатели в течение этого года очень активно развивали институты лидерства и бригадирства», — уточняет Светлана.

Новые предпочтения

Если сравнивать предопочтения линейного персонала в прошлые годы и данные текущего опроса, несомненно, просматриваются изменения. Появились новые фокусы, сместились акценты. Если раньше фактор соблюдения трудового законодательства был примерно в середине списка предпочтений, то теперь сместился в сторону наибольшей значимости при выборе работы.
Транспортная тема выражалась как перспективная тенденция, но не была столь популярна в предыдущие годы, теперь вопрос явно актуален, т.к. увеличивается стоимость проезда на городском транспорте, меняется география проектов и т.п., а рост доходов линейного персонала затормозился.
Некоторое время назад работники делали акцент на «возможности открыто высказывать свое мнение». И это не осталось без внимания кадровых служб. Сейчас гораздо лучше организована связь с сотрудниками, чаще проводится тематические опросы, появилась практика размещения «ящиков обратной связи». Есть и специальное время и телефонные линии, по которым можно позвонить в HR-департамент и задать волнующий вопрос. И сразу же значение этого актуального ранее фактора снизилось и стало реже фигурировать в анкетах.

Режим открытости

Нанимаясь на работу, люди хотят открытости, последовательности и четкости со стороны работодателя. Прошедший год был очень непростым. Порою компании не могли планировать стабильную занятость персонала надолго, поскольку напрямую зависели от сбыта продукции. В этих условиях особенно важна была правильно выстроенная информационная работа с работниками. «Когда подобная ситуация возникала, мы объясняли сотрудникам подробно и откровенно причины неопределенности. Как могли, снимали тревожность. В некоторых компаниях в начале года мы даже предусматривали специальные премии за лояльность. Нам важно было, чтобы после вынужденного простоя к нам вернулись подготовленные люди. И хотя в целом год был очень сложным, нестабильным, я не могу сказать, что он был неудачным. Ни для наших партнеров, ни для нас самих – говорит Светлана Пронина. – У нас была возможность совместно с нашими заказчиками воплотить в жизнь смелые идеи, опробовать новые подходы в работе с линейным штатом, что-то пересмотреть и удачно исправить. И это дало свой положительный результат для всех вовлеченных сторон. А результаты опроса укрепили нас в понимании того, что мы на правильном пути. Мы справились со всеми сложностями, которые возникали в прошедшем году, и мне кажется, что получили хороший задел на будущее», — добавляет она.

ВРЕЗ

Факторы, влияющие на выбор работы сотрудниками линейного уровня: Топ-3

• Законность трудоустройства
• Близость к месту проживания
• Удобный график работы

Дополнительные льготы: Топ-3

• Доставка до места работы
• Дотируемое питание
• Дополнительные выплаты

Психологический климат: Топ-3

• Уважительное отношение
• Поддерживающий лидер
• Стабильность штата
Источник: Coleman Services,
анкетирование сотрудников временных проектов на производственных и логистических плошадках, Москва и МО,
осень 2009 года

Что не так важно при выборе работодателя?

Оказывается, на момент устройства на работу рабочие не сильно задумываются об условиях труда и характере работы. Значимость таких факторов, как условия труда (состояние цехов, наличие шума, чистота, качество оборудования) и характер работы (монотонность работы, высокий ритм) минимальна. «Возможно, это связано с тем, что на этапе оформления и выбора люди просто не видят всех деталей, и попадают в цеха уже позже, — считает Светлана Пронина, региональный директор направления «Промышленный персонал и массовые проекты» компании Coleman Services. — Либо они уже заранее готовы к тому, что работа будет монотонной, и не боятся работы на производстве, адекватно оценивая все ее специфические особенности».
Журнал «Штат» №3, 2010

Чтобы оставлять отклики, вам необходимо авторизоваться

Работая с сайтом www.coleman.ru, вы принимаете условия использования файлов cookies.